Игры-миллионники made in Belarus
Условная белорусская домохозяйка, учащийся средних классов и менеджер какого-нибудь там звена, думается, несколько удивились бы, узнав о том, что любимую «Зомби Ферму» разработали их соотечественники. Меж тем, в «ВКонтакте» существуют две популярные «Зомби Фермы» с впечатляющими 10 млн и 1,6 млн участников. Обе они сделаны в Беларуси студиями Vizor Interactive и Belka Technologies соответственно.
Ещё одна распространённая в «ВКонтакте» игра «Клондайк» с аудиторией без малого 5,3 млн человек — также на совести Vizor. Belka Technologies ответственна ещё и за проекты «Крокодил» (около 5,3 млн участников), «В Дурака» (2,7 млн) и «Чудо-поле» (1,8 млн) для той же соцсети.
Легендарная серия «Весёлая ферма» — детище именно белорусской компании Melesta. Что касается «казуалок» для смартфонов, то и здесь нашим ребятам есть чем гордиться. Так, игры Need A Hero, God of Light, Smiley Pops, Always Up! — наши с вами «землячки». И на них список далеко не завершён.
Некоторые «казуалки» от белорусских разработчиков были на редкость радушно встречены как профильной прессой, так и интернациональной аудиторией, активно «фичерились» в AppStore и Google Play. Но в самой Беларуси об их создателях, в отличие от той же Wargaming.net, слышали даже не все представители индустрии.
В тихом омуте…
Ситуация такова, что отечественные «казуальные» игроделы практически не пиарят ни свои компании, ни продукты, даже когда подворачивается очень сочный повод. Более того, некоторые успешные студии не только не спешат засветиться в прессе, но и прямо отказываются контактировать с журналистами. Даже Google всемогущий слабо помогает в поисках сколько-нибудь подробной информации о некоторых разработчиках.
В этом плане всё настолько «запущено», что даже эксперты затрудняются назвать более-менее определённое число работающих в Беларуси «казуальных» компаний.
Глава минской студии Alis Games Денис Войханский (на фото справа)полагает, что истинная цифра находится в пределах между 30 и 60. «Вообще, Минск — это столица геймдева в СНГ. На 2 млн человек количество игровых компаний огромно! Только у российского издателя Alawar в Беларуси около 15 студий, из которых мне известны шесть. Кто остальные? А ведь есть ещё немало скромных в плане масштаба команд, про которые публике абсолютно ничего не известно», — говорит Войханский.
Руководитель бизнес-акселератора IT House Александр Мелещенко считает, что успешно «казуалками» в Синеокой занимается около 15 команд, лишь треть из которых более-менее на слуху на родине. Всё это, естественно, опуская энтузиастов, ещё толком не оформившиеся компании и белорусские филиалы зарубежных фирм.
Сооснователь и ведущий разработчик HalfBus Studio Дмитрий Минский обращает внимание на распространённость у нас популярного среди «казуальщиков» игрового движка Unity. «Ходят слухи, что в Беларуси куплено больше лицензий, чем, например, во всех странах Балтии. И это при том, что Литва в последнее время основательно взялась за привлечение компаний и инвестиций в геймдев. Только в минской группе пользователей Unity сейчас больше 150 человек! И это лишь актив, за которым скрывается в 2-5 раз больше людей, работающих по квартирам и подвалам», — отмечает один из лидеров геймдев-сообщества Minsk Unity User Group.
«Не принято выделяться»
Почему при таких масштабах «казуальная» отрасль для сторонних и не только наблюдателей находится в тени, понятно не до конца. С начинающими командами и теми, кто ещё не поймал синюю птицу за хвост, всё ясно. Но по какой причине упорно молчат те, кто достиг завидных высот?
«А у нас не принято выделяться, — комментирует Денис Войханский. — Если ты будешь, утрированно, разъезжать на «Бентли» или «Феррари», то этим, скорее всего, создашь себе лишние проблемы. Минск не Москва. Продуктовые компании — за исключением топовых вроде Wargaming.net — исторически привыкли вести себя сдержанно. В лишнем PR нет необходимости. По этой причине особо ни о ком и не известно».
Стоит отметить, что более-менее точно прикинуть прибыль, которую принесла та или иная удачно выступившая игра, скажем, для соцсети или Android с iOS, стороннему человеку невозможно. Особенно если продукт распространяется по модели free-to-play. И если игра «зашла» так, что лучше и желать нельзя, слишком большим становится соблазн сэкономить на различных отчислениях.
Среди некоторых представителей отрасли бытует предположение: «серые» доходы белорусского геймдева сопоставимы с «белыми» доходами крупнейших ИТ-аутсорсеров страны. И это не выглядит нелепицей в свете того, что успешные «казуалки» могут делать своих создателей богаче на сотни тысяч долларов в сутки. Дальше домысливайте сами…
Усреднённый портрет
Так или иначе, нам удалось отыскать более-менее подробную информацию примерно о трёх десятках действующих белорусских студий, которые плотно занимаются «казуалками» разного характера. И вот такой у нас получился «усреднённый портрет».
Студия основана в конце нулевых — начале десятых годов. Главный и единственный офис находится в Минске. В штате трудится 20-30 человек, при необходимости команда прибегает к помощи аутсорсеров. Со дня открытия компания разработала 3-4 игры и в данный момент сконцентрирована на собственных продуктах. В принципе, не брезгует партнерством с издателями, но стремится выпускать свои проекты самостоятельно. В качестве основных платформ рассматривает iOS и Android, что касается жанров — различные головоломки, в первую очередь match-3. Целевая аудитория — максимально широкая: игроки класса mid-core, в чуть меньшей степени — «чистый» casual. Из актуальных на сегодня моделей распространения — paid и free-to-play — компания всё чаще выбирает вторую. Делает ставку на западный рынок. В ПВТ не состоит.
Справедливости ради отметим, что далеко не все белорусские «казуальные» игроделы — минчане. Один из родоначальников отечественной отрасли – компания Awem Games — обитает в Могилеве. Там же работает команда Cyber Cradle. В Гомеле базируются студии neoviso и Hibercon Technologies. В Витебске находится офис «АртВэбБай». В Гродно «живёт» IntexSoft, а в Горках — единственный штатный сотрудник Pozirk Games Игорь Лукьянов. Так что провинцию ни в коем случае не стоит игнорировать.
«Доска почёта»
В завершение выделим те белорусские «казуальные» студии, которые на сегодня добились наибольших успехов и собрали миллионные армии пользователей.
Упомянутые Vizor Interactive и Belka Technologies «выстрелили» в соцсетях сразу рядом проектов. Названная выше Melesta «социалками» не ограничилась, «выкатив» на рынок мобильных приложений, например, линейку Toy Defense и Zuba.
Скрин из игры The Island: Castaway
Компания Viaden уже около пяти лет продуктивно окучивает нишу азартных игр для Facebook и iOS. Популярная серия казуальных квестов для PC и мобильников The Island: Castaway — детище распавшегося и ныне здравствующего по отдельности тандема Awem Games и Sampad. Ориентирующиеся на детскую аудиторию разработчики из Albymedia — авторы обучающей браузерной игры «Рулимоны». Defence Effect для iOS и Android — жирный пункт в портфолио многоопытной AltWolf. Полярный медвежонок Snowy — неплохо узнаваемый на Западе бренд от AliasWorlds. Недавно актуализированная под связанные с Украиной события «Демократия» для девайсов от Apple является авторством NeskinSoft.
Студия с патриотичным названием Boolba Labs выпустила симпатичные Smiley Pops и Link It, а молодые команды Alis Games и Eon Games отлично стартовали с Need A Hero и God of Light соответственно (все проекты для iOS и Android). Наконец, некогда «хардкорная» Steel Monkeys, похоронившая амбициозную 2 Days to Vegas для «больших» платформ, сегодня сравнительно неплохо чувствует себя в секторах mid-core и casual как на PC, так и на портативных устройствах.
Как видим, наши «казуальные» соотечественники заслуживают не только безусловного уважения, но и гораздо большего внимания. В следующих публикациях мы проникнем в сегмент глубже и рассмотрим ряд его аспектов: от истории становления и предпосылок к дальнейшему развитию до механики продвижения, извлечения финансовой выгоды и инвестирования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий